Старший воспитатель Иванова Ирина Викторовна
«Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности»Педсовет «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности» Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку. Повестка 1.Тематический контроль «Состояние работы по осуществлению гендерное подхода к воспитанию детей». Итоги конкурса «Центр уединения» 2.Сообщение старшего воспитателя «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста». 3. Педагогический ринг по вопросам гендерного воспитания. 4.Решение педсовета. Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки, психологии и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной - то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику работы с детьми. 1. Сообщение старшего воспитателя «Социальное развитие ребёнка через формирование гендерной принадлежности». В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило, а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, при общении с мальчиками, многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого, совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин! По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно-воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчина же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену. 3.Педагогический ринг по вопросам гендерного воспитания. Педагоги делятся на две команды. Задание 1. 1команде. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе физического воспитания. • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем) • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5) • Различия а обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки) • Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как) • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. 2 команда. Назовите формы и методы формирования гендерной принадлежности в процессе музыкального воспитания. • При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. • В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Задание 2. 1команде. Раскройте содержание раздела «Формирование гендерной и семейной принадлежности в младшем и среднем д/в». • Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т. д.) Начинает проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. • В 4 – 5 лет ребенок способен обозначать свою гендерную принадлежность, аргументировать ее по ряду признаков («я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. В играх мальчики стараются выбирать задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки – матери», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. Уже в средней группе дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек • К 5 годам дети имеют представления о некоторых мужских и женских профессиях, поведения в общении, видах отдыха, отдельных мужских и женских качествах. 2команде. Раскройте содержание раздела «Формирование гендерной и семейной принадлежности в старшем д/в». • В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны. В 7 лет дети имеют дифференцированное представление от своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления, эмоций,чувств, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Задание 3. Мозговой штурм. На каждом столе имеются листы, на которых написаны отличия в развитии мальчиков и девочек. Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что- девочкам. 1команде. • быстрее схватывают новый материал; (девочки) • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; (мальчики) им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; (мальчики) • любят задания на повторение; (девочки) • не терпят однообразия; (мальчики) • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; (девочки) • крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей; (девочки) • наиболее значимым является указание на то, что добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать ;(мальчики) • характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность,стремятся к независимости (мальчики); • для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство (мальчики); • характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность (девочки); • и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка (девочки) 2 команде. • легче усваивают алгоритмы и правила; (девочки) • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; (мальчики) • новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного); (мальчики) • новую информацию анализируют с помощью левого полушария; (девочки); • эмоциональная выразительность высока и легко «считывается» взрослым с лица, более легко говорят о том, что они чувствуют (девочки); • подсознательно ждут от взрослого, что он поймёт, что они чувствуют, но, в силу социальных установок о своих чувствах у них говорить не принято (мальчики); • более подвижны, больше кричат, бегают (мальчики); • чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше (мальчики); • пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр-больше (девочки); • предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых (девочки); • лучше выполняют задания на сообразительность; (мальчики) Задание 4. Каким рекомендациям следует придерживаться педагогам во время организации занятий и в совместной деятельности – 1 подгруппе; а 2 подгруппе - каких же рекомендаций следует придерживаться педагогам в общении с детьми в свободной деятельности и игре. Ответ 1 команды. Памятка для педагогов по осуществлению гендерного подхода во время занятий и совместной деятельности. • При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга. • Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. • Мальчик в случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. Ответ 2 команды. Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками. • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые. • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Решение педагогического совета: 1.Продолжать воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру, обогащать знаниями о своей семье, роде, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального статуса. Ответственные: воспитатели всех возрастных групп. Срок: постоянно. 2. Проводить обучение детей сюжетно-ролевым играм в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, информируя родителей об этом. Ответственные: воспитатели всех возрастных групп Срок: еженедельно. 3.Продолжать работу по пополнению РППС группы новыми атрибутами для игр в соответствии с гендерным развитием детей, размещая игровые зоны так, чтобы они не мешали свободному перемещению детей. Ответственные: воспитатели всех возрастных групп Срок: постоянно 4. Расширить работу с родителями по вопросам организации игровой деятельности детей с учетом полоролевого воспитания (родительские собрания, консультации, текстовая информация) Ответственные: воспитатели всех возрастных групп Срок: постоянно 17 января 2019 в 14:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.