Старший воспитатель Иванова Ирина Викторовна
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (для слабослышащих)Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 с.месягутово муниципального района дуванский район республики башкортостан
Утверждаю Заведующий _______/Зайнуллина Ю.Б. Приказ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (для слабослышащих)
Принят на педагогическом Совете Протокол № 1 от 05.09.2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 с.Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан (далее МБДОУ детский сад № 36 с.Месягутово) функционирует на основании: Устава, зарегистрированного ______ Лицензии на право ведения образовательной деятельности от ____ приложения к лицензии № Лицензия на медицинскую деятельность № _______________________ Адаптированная образовательная программа МБДОУ детский сад № 36 с.Месягутово, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений и социальную адаптацию. Настоящая редакция индивидуальной адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ) разработана рабочей группой педагогов МБДОУ детский сад № 36 с.Месягутово утверждённый приказом №___________ в составе: Председатель: старший воспитатель Иванова И.В. Заведующий Зайнуллина Ю.Б., педагог-психолог Абубакирова Р.М., учителя-логопед Пастухова М.Л. инструктор ФК Коротенко И.Е.,музыкальный руководитель Теплых О.Н., воспитатели Шишкина Л.Н., Гордеева Г.В. Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья § в освоении основной программы дошкольного образования, § коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, § их социальную адаптацию. В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Настоящая адаптированная программа предназначена для работы со слабослышащим ребенком дошкольного возраста (6 лет Гумеров А.). Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы со слабослышащими ребенком по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
1.1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели: 1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Специальные (коррекционные задачи):
1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. 2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. Программа строится на основании принципов дошкольного образования: 1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. сотрудничество Организации с семьёй; 6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. учёт этнокультурной ситуации развития детей. Коррекционная работа строится с учетом следующих принципов: 1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений; 2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка; 3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами; 4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка; 5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям; 6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка; 7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений; 8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями. Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: 1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.). 2. Деятельностный подход предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода. 3. Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация всего образовательного процесса: ребёнок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым); утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми. 4. Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. 5. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы её открытость. Программа не догма, а документ рамочного характера, в котором «возможны варианты» изменения, дополнения, замены. Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка. 1.1.3. Особенности развития слабослышащих детей К слабослышащим относятся дети с нарушением слуха, которые слышат звуки интенсивностью 20 – 50 дБ и более громкие (тугоухость первой степени), интенсивностью 50 – 70 дБ и более (тугоухость второй степени) при достаточно большом диапазоне различия звуков по высоте (в среднем от 1000 до 4000 Гц). В аномальном развитии психики слабослышащего ребенка важно не только то, что ребенок плохо слышит, но еще и то, что данный недостаток в силу неблагоприятных условий привел к нарушению многих функций и сторон психики. Таким образом, у детей с нарушением слуха сформировались только зачатки слуха, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словестно-абстрактному. Слух не стал в полной мере речевым слухом, т.е. качественно недоразвился. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказалось нарушенным, что вторично помешало формированию речевых механизмов и продолжило препятствовать дальнейшему развитию речи. В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. Поскольку дефект слуха у ребенка возник в раннем возрасте, то уровень развития речи и возможности к абстрагированию у него были изначально невысокими. Протекающие в таких условиях взаимодействие речи и мышления малопродуктивно, т.е. они мало способствуют развитию друг друга и не оказывают такого благотворного влияния на остальные психические процессы (восприятие, представление, память, внимание), которые наблюдаются у нормально развивающихся детей. Можно заключить, что аномалия слабослышащего ребенка носит не узко-частный, а целостно-системный характер. Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказываются на их устной речи. Главные трудности у таких детей – усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Недоразвитие отличается как качественно, так и количественно: фонетический строй речи, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя Главная отличительная черта слабослышащих от глухих детей в том, что они самостоятельно, хотя и в недостаточной степени усваивают устную речь. Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса. Наиболее успешно запоминаются словестные обозначения людей, окружающих ребенка, домашних животных, основных предметов мебели, еды и др. По мере того, как дети овладевают доступной их возрасту лексикой, возникают новые проблемы: формирование фразовой речи, многозначность слова и т.д. Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно складываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков. Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения. Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоения ролевого поведения и ролевых отношений у большинства детей с нарушениями слуха не проявляется и в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, до конца дошкольного возраста игровая деятельность слабослышащих детей не достигает необходимого уровня и представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный, процессуальный характер. В физическом развитии замечается отставание в моторном развитии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическими нарушениями тонуса мышц. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) - представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО; определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей. 1.2.1. Требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части программы Целевые ориентиры образования для слабослышащих детей: 1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 2. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; 3. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; 4. Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; 5. У ребёнка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); 6. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности. 7. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты. 8. Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 9. Ребенок владеет доступными ему методами выражения мыслей и желаний (дактильная азбука, жесты) и использует их для выражения своих мыслей, чувств и желаний; 10. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; 11. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 12. Ребёнок проявляет любознательность, обладает элементарными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.
1.3. Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений
Формирование устной речи и коммуникативное развитие детей с нарушениями слуха является одним из наиболее сложных и ответственных направлений коррекционной работы. Актуальность данной проблемы для слабослышащих дошкольников возрастает в связи с несформированностью речевых средств, связанных с органическими нарушениями в процессах физиологического созревания и психологического развития детей. Для коррекции речевых недостатков воспитанникам необходимы специальные занятия, так как вне этих занятий не может быть сформирована полноценная словесная речь.И сурдопедагогу, и воспитателю необходимо создать речевую среду, которая так необходима детям с нарушениями слуха для активизации устной речи, ее коммуникативной функции. Данный педагогический проект входит в учебный план МДОУ №28 комбинированного вида «Солнышко», он рассчитан на слабослышащих дошкольников. Дети имеют разную степень снижения слуха: 4 воспитанника имеют III степень тугоухости, один воспитанник II-III степень тугоухости.В коррекционной работе необходимо учитывать степень дефекта, возрастные и индивидуально-психологические особенности дошкольников, а также их время пребывания в специальном детском саду.
1.3.1. Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений Цель: формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной основе) и воспроизведения устной речи. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: 1. активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения; 2. усвоения значения и накопления слов; 3. постановка, закрепление и дифференциация звуков; 4. формирование навыка чтения с губ; 5. развитие у детей речевого дыхания и голоса; 6. осуществление систематической работы по обучению членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи; 8. создание у детей потребности в устном общении.
1.3.2. Планируемые результаты освоения программы
1. У детей активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения; 2. У детей усваиваются значения и накапливаются слова; 3. У детей происходят постановка, закрепление и дифференциация звуков; 4. У детей сформирован навык чтения с губ; 5. У детей развиты речевое дыхание и голос; 6. У детей формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи; 8. У детей присутствует потребность в устном общении. По окончании реализации педагогического проекта дошкольники должны знать Слова и фразы, используемые в различных видах деятельности: своё имя, имена родителей, имена педагогов и воспитателей, имена детей группы, помоги, убери, покажи, поставь, не плачь, не мешай, не шали, будешь — не буду, одевайся, раздевайся, бросай, лови, поймал, не поймал, читай, сложи (слово), собери, напиши, читает, пишет, рисует, раздай, собери, растет, лук, морковь, огурец, помидор, свекла, картофель, слива, дыня, виноград, яблоко, груша,, горький сладкий, кислый, вкусный, не вкусный, осень, зима, идет дождь, (снег), дует ветер, небо серое, тучи, снег, лед, падают листья, цветы, трава, катаются на лыжах, (на санках), лепят бабу, холодно, надели, куртка, юбка, брюки, шорты, тапочки, чешки, красивый, живет, прыгает, ползает, лает, кормит, ест, белка, еж, волк, лиса, медведь, лошадь, корова, коза, мышка, лягушка, муха, птица, рыба, лес, (в лесу), дома, плывет лодка, самолет, машина, поезд, едет, летит, быстро, живут вместе, любит, бабушка, дедушку, дети, как тебя зовут?, как зовут маму (папу)?, как твоя фамилия?, танцует, поет, шар, флаг, красивый, Новый год, дед Мороз, подарил, подарок, елка, живот, болит, заболел, врач лечит, дал лекарство, повар, варит суп, щи, компот, жарит, котлеты, кухня. Дошкольники должны уметь 1. Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их. 2. Выражать просьбы и желания с помощью голоса. 3. Различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички. 4. Проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка. 5. Произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи. 6. Заучивать наизусть короткие стихи. 7. Читать по слогам, затем повторять слово целиком устно. Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части Программы
2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка Образовательная Программа МБДОУ д/с «Солнышко» разработана на основе ФГОС дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности:
Методической базой программы является комплексная программа, действующая в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ: Головчиц Л. А., Носкова Л. П, Шматко Н. Д. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [текст] / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. М.: Просвещение, 1991. – 156 с. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда) и во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Формы - реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Формы организации обучения соответствуют детским видам деятельности:
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования: Для реализации адаптированной программы используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире. Детям оказывается ранняя коррекционная помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования и социальному развитию этих детей. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Способы организации обучения. При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребенка, а деятельность должна быть продуктивного типа (а не репродуктивного). То есть, в конце занятия (или др. формы) должен получиться продукт. Фронтальная (говорит один человек), информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая формы как раз должны быть ориентированы на «продукт» - новое умение, новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ…).
Средства обучения. С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
При определении средств обучения педагоги должны применять не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). 2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы [1] 3 – 7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами, обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира, обогащение активного словаря. Для поддержки детской инициативы необходимо: · предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; · отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; · формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности; · поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; · способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; · в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе; · не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог); · уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; · создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность; · всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности. · способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; · обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку; · создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр; · при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; · обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры; · привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; · создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; · уважать индивидуальные вкусы и привычку детей; · устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ. 2.1.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Цель взаимодействия педагогов с семьёй: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, включает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Основные направления взаимодействия педагогов с семьёй
2.1.5. Психологическое сопровождение образовательного процесса Цель деятельности: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение комфортных психологических условий для полноценного психического и социально-коммуникативного развития детей и формирование их личности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Задачи. 1. Профилактика и предупреждение проблем в эмоциональном и социально-коммуникативном развитии детей. 2. Оказание содействия детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. 3. Развитие психолого-педагогической компетентности, повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Направление деятельности
I. Коррекционно-развивающее. - Систематическая целенаправленная работа педагога-психолога с детьми, отнесёнными к категории группы риска по тем или иным основаниям. - Воздействие специалистов на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей. - Совместная деятельность педагога-психолога и специалистов ДОУ по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований. Формы работы: подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, занятия с элементами тренинга с взрослыми участниками образовательного процесса. II. Психопрофилактическое направление. Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, и развития личности ребёнка на каждом возрастном этапе. Способствование гармонизации детско-родительских отношений. Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях, круглые столы. III. Консультативное. Оказание непосредственной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование.
2.1.6. Логопедическо 17 января 2019 в 14:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.